Доклад Губернатора Томской области на собрании Законодательной Думы Томской области в рамках отчета о деятельности исполнительных органов государственной власти в 2013 году

Уважаемая Оксана Витальевна, уважаемые депутаты, приглашённые!

Сегодняшний отчёт о работе региональной исполнительной власти в 2013-м году я адресую не только депутатскому корпусу, но и всем жителям Томской области. Результаты этой работы подробно отражены в отчёте, который вы держите в руках и с которым все имеют возможность познакомиться. В своём выступлении остановлюсь на главном, постараюсь не столько рассказать о прошлом, сколько заглянуть в будущее. Не хочу надевать розовые очки и рассказывать, как здорово мы живём, но и одной чёрной краской пользоваться не намерен.

Если 2012-й стал для нас годом формирования новой команды областной исполнительной власти, то 13-й – это год старта заявленных проектов, начала работы экспертных советов – нашего нового общественного института, который призван сблизить власть с народом и профессиональным сообществом. Это год системного развития, цель которого – рост благосостояния жителей области, диверсификация экономики за счёт развития якорных отраслей и новых сегментов, создание лучших условий для жизни, труда, отдыха, воспитания детей.

О развитии социальной сферы

Ничто так не определяет качество жизни, как состояние здравоохранения, образования, рынка труда, как забота о стариках, детях, людях с ограниченными возможностями.

Считаю, что одним из показателей стабильности региона является демографическая ситуация. Томская область седьмой год подряд сохраняет устойчивый естественный прирост населения. Растет и продолжительность жизни. В 2013-м жителей области стало почти на 6 тысяч человек больше. В первую очередь из-за роста рождаемости и сокращения смертности. Запомните эту цифру: нас сегодня – 1 миллион 70 тысяч 100 человек.

‎***

В 2013 году завершилось финансирование из федерального бюджета проекта модернизации региональных систем общего образования. В течение года мы получили более 353-х миллионов рублей, в рамках софинансирования выделили из областного бюджета ещё 53 миллиона. Закупили компьютерное, лабораторное, учебно-производственное, спортивное, медицинское оборудование. Выделили 45 миллионов рублей на переоснащение школьных столовых. Потратили 72 миллиона рублей на программу «Школьное окно». Приобрели 38 школьных автобусов.

Двери распахнули новые школы в селе Зайцево Кожевниковского района и в пригородном селе Вершинино. В Верхнекетском районе ребятишки уже начали учиться в новой школе, в селе Кожевниково первый звонок раздастся в День знаний в этом году. Мы капитально отремонтировали 28 школ в 13-ти муниципальных образованиях. Создали условия для безбарьерной среды в четырёх школах Томска и Северска. Впервые в истории области в 14-ти муниципальных районах организовали сопровождение 80-ти детей со сложными ограничениями здоровья в образовательные учреждения.

Какие задачи в сфере образования ставим сегодня? Прежде всего это развитие инфраструктуры общего образования, появление новых и расширение действующих школ. Я неслучайно начал с демографического роста в регионе. По прогнозам, эта отличная тенденция сохранится в Томской области. Мы с вами совершили успешный рывок в развитии дошкольного образования, начали снимать одну из острейших и старейших проблем области – дефицит мест в детских садах.

Но не стоит забывать о том, что уже завтра сегодняшние дошколята сядут за школьные парты. Число школьников к 2020-му году увеличится на 24 тысячи. Для примера, сегодня у нас 104 тысячи школьников. И, конечно, в этом вопросе нужно идти на опережение. Я поручил своим заместителям Чингису Акатаеву и Игорю Шатурному совместно с главами муниципальных образований детализировать программу развития инфраструктуры школьного образования. На недавней встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым я поднял этот вопрос. Правительство в курсе проблемы, федеральный центр готовит свою концепцию, и наши, томские, предложения обязательно должны стать её составной частью.

‎***

Мы начали серьезные изменения в системе профессионального образования. К 2017 году нам предстоит вдвое повысить зарплату преподавателям и мастерам, но это станет результатом модернизации всей системы. Для этого мы реорганизуем неэффективные техникумы и училища и создаём многоуровневые образовательные учреждения, которые будут готовить и рабочие кадры, и специалистов среднего звена. К слову, сегодня треть училищ имеют 100-процентный износ оборудования и техники, и мы больше не имеем права заниматься профанацией профессионального образования.

Для изменения ситуации совместно с бизнесом создаём на базе лучших учебных заведений центры превосходства с новейшим оборудованием и техникой, с лучшими преподавателями. В 2013-м году открыли многофункциональный центр подготовки кадров для нефтепроводного транспорта совместно с компанией «Транснефть» на базе Томского промышленно-гуманитарного колледжа. До 2016 года планируем создать еще пять таких центров подготовки кадров для стройиндустрии и ЖКХ (откроем их уже летом нынешнего года), а также для агропромышленного комплекса, здравоохранения, водного транспорта и судоходства. Приступили к реализации мощного проекта совместно с «Газпромом», нашим политехом и техникумом информационных технологий. Создадим региональный образовательный центр подготовки кадров для газовой индустрии и топливно-энергетического комплекса регионов Сибири и Дальнего Востока.

‎***

2013-й год стал заключительным этапом трёхлетней региональной программы модернизации здравоохранения‎ ‏с общим объёмом финансирования в Томской области 6 миллиардов 700 миллионов рублей. Мы закупили 583 единицы медицинского и более трёх тысяч – компьютерного оборудования, капитально отремонтировали 21 лечебно-профилактическое учреждение.

Томская область вошла в число участников федеральной онкологической программы национального проекта «Здоровье» с объёмом финансирования около полумиллиарда рублей. Мы закупили медицинское оборудование, в том числе тяжёлое лучевое, начали строительство радиологического каньона областного онкологического диспансера, который введём в эксплуатацию нынешней осенью. Приняли решение о строительстве хирургического корпуса областного онкологического диспансера – и сейчас завершаем его проектирование.

Но все вложения в укрепление материально-технической базы будут бесполезны, если параллельно не менять подходы к оказанию медицинской помощи пациентам с онкологией. Люди справедливо из года в год критикуют областную власть за невнимание к онкологической службе. За год мы изменили эту систему. Прежде всего, сделали акцент на раннее выявление этого страшного заболевания. За год расширили сеть смотровых кабинетов, где каждый желающий может пройти профилактический осмотр, в районах области впервые создали семь первичных опорных онкологических отделений, оснащённых в соответствии с современными стандартами. Теперь консультации онколога жители районов могут получать без выезда в Томск, не теряя драгоценное время.

До бодрых рапортов о решении больной проблемы, конечно, ещё далеко, но первый результат есть – это снижение смертности населения от новообразований, сохранение жизней людей.

Один из наших приоритетов – повышение доступности качественной медицинской помощи в отдалённых территориях. В районах области мы установили 18 модульных фельдшерско-акушерских пунктов и будем продолжать эту работу. Возобновили работу «Плавучей поликлиники», и в мае экспедиция «плавучки» вновь отправилась в рейд по районам области.

Продолжаем развивать кадровый потенциал здравоохранения. В рамках программы «Земский доктор» в прошлом году 40 врачей переехали в села области, 10 – в малые города.

Чтобы решить острую проблему медицинских кадров на селе, начали дистанционно обучать средний медицинский персонал –сегодня в этом проекте участвуют почти 100 медсестёр. Пришло время приступать к новому проекту с условным названием «Земский фельдшер».

При очевидных успехах областной медицины нам предстоит решить ряд острых проблем.

Обострилась проблема с финансированием из федерального бюджета медицинских учреждений. Ярко её проиллюстрировала ситуация с акушерской клиникой Сибирского государственного медицинского университета. Шла отвратительная грызня внутри медуниверситета, а также перепихивание проблемы между вузом, страховой медициной и чиновниками.

Мы нашли выход из этой проблемы на федеральном уровне. Безусловно, нам необходимо сохранить все эффективные клиники федеральных учреждений здравоохранения, потому что речь идёт об уникальных медицинских школах и о здоровье жителей области. Но и на региональном уровне мы должны вести себя не менее ответственно. Эти задачи я ставлю перед исполняющей обязанности ректора СибГМУ Ольгой Кобяковым и новым начальником облздрава Александром Холоповым.

В соответствии с «майскими» указами президента мы повышаем заработную плату персоналу поликлиник и больниц. Но нам так и не удалось изменить отношение общества к сфере здравоохранения. Пока оно не изменится, все наши миллиардные вложения в зарплаты, в новое оборудование и ремонт учреждений будут неэффективными и останутся незамеченными людьми. Есть выражение «Театр начинается с вешалки», а здравоохранение – с регистратуры. И нам надо улучшить работу всей этой цепочки.

‎***

7‎ ‏миллиардов 800 миллионов рублей из областного бюджета мы направили на социальную защиту населения. Несмотря на напряжённость бюджета, сохранили все действовавшие льготы, включая региональный материнский капитал. Не буду перечислять их, остановлюсь на новшествах.

В прошлом году установили вместе с вами новую меру социальной поддержки – ежемесячную денежную выплату на каждого третьего ребёнка или последующих детей, до достижения ребёнком трёх лет. Эту выплату в размере прожиточного минимума предоставляем малоимущим семьям. В 2013-м этой мерой соцподдержки воспользовались 1.094 семьи. На эти цели мы направили более 51 миллиона рублей.

Вместе с вами мы разработали нормативно-правовую базу, которая позволит нам адресно поддержать людей при газификации жилья. Соответствующий закон вступил в силу, уже в ближайшее время поможем более тысяче жителей области.

Нашей задачей в реализации социальной политики остаётся адресность поддержки, вовлечение в эту работу некоммерческих и общественных организаций, развитие безбарьерной среды.

‎***

Мы развиваем физическую культуру и спорт. Не буду перечислять количество завоёванных на престижных первенствах медалях, остановлюсь на том, что меня не устраивает.

В олимпийский год впервые в истории региона мы провели эстафету Олимпийского огня, посмотреть на которую пришли десятки тысяч томичей и жителей Северска. Эстафета стала действительно зрелищным праздником, но тот факт, что только две спортсменки представляли нашу область на зимних олимпийских играх, считаю позором для нашей сибирской Томской области.

Позор и то, что мы до сих пор не можем построить 50-метровый бассейн олимпийского уровня в Томске, сдать который должны были ещё прошлой осенью. Да, мы сдали два 25-метровых бассейна в Асино и Белом Яре. Но томская стройка, мягко говоря, выбилась из графика. Можно бесконечно пенять на Москву, на подрядчиков (в самом деле – в основном это их вина), но не доработали и наши чиновники от спорта и от строительства.

Массовый спорт нам нужно развивать прежде всего потому, что главное для нас – здоровье наших людей. Поэтому спортивные объекты, которые мы строим в Томске, Северске, Стрежевом, Колпашеве и других муниципальных образованиях, должны быть открыты и доступны для всех желающих. Возвращения в премьер-лигу жду от футбольного клуба «Томь» – для нас это дело чести.

Развитие спорта, культурной среды – то, что отличает провинциальный город от столичного. И Томская область больше не имеет права оставаться спортивным захолустьем.

***

В прошлом году мы сделали большой рывок в сфере культуры. Концерты выдающегося пианиста Дениса Мацуева и оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева, кинофестиваль «Золотой витязь», международный джазовый фестиваль задали новую высокую планку.

Наконец-то культурная жизнь стала развиваться не только в пределах томского «садового кольца», но и в муниципальных образованиях –это наша главная задача. Во-первых, в три раза увеличилась поддержка районов на развитие культуры. Во-вторых, возобновились культурные десанты. В-третьих, в два с половиной раза увеличилось федеральное финансирование томской культуры.

Мы обязаны вывести нашу культуру из самодостаточности, и я бы даже сказал – самодовольства, в котором она пребывала последние годы. Соглашения с «Мариинкой» и Президентской библиотекой – один из способов дать новый импульс развитию отрасли.

Говоря о развитии социальной сферы, не могу не сказать, что мы приступили к внедрению независимой оценки качества работы учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, сферы социальной защиты. Составляем их рейтинг, выявляем ведущие и неблагополучные, деятельность которых будем постоянно мониторить. На сайтах наших отраслевых департаментов открываем специальные разделы, где каждый пациент, учащийся, читатель библиотеки сможет оставить своё мнение о работе нашей социальной сферы.

Безусловно, на самочувствие людей, бизнеса, инвестиционную привлекательность региона влияют состояние экологии и уровень преступности.

Напомню, что именно по инициативе томской общественной экологической организации «Стриж» 2013-й год президент России объявил Годом экологии. В разных экологических мероприятиях от муниципального до международного уровня у нас приняли участие 250 тысяч человек – каждый четвёртый житель области. Мы начали активно очищать и зарыблять водоёмы, дали старт программе «Томск – столица кедра». С пониманием к проблемам экологии отнеслись наши промышленные предприятия.

Убеждён, что органам власти всех уровней и бизнесу необходимо активнее взаимодействовать с людьми по экологическим вопросам. Да, мы заинтересованы в открытии новых производств, в создании новых рабочих мест. Но люди имеют право знать, что за стройка идёт за высоким забором, как скажется новый объект на их здоровье, на местах обитания диких животных, рыбы. Без учета мнения людей любые масштабные проекты не имеют смысла.

‎***

По темпам снижения числа зарегистрированных преступлений Томская область стала лидером в Сибирском федеральном округе. Преступность снизилась на 10 процентов, количество совершённых в 2013-м году преступлений – самое низкое за последние 23 года! Успешно начали раскрываться резонансные преступления. В криминогенном плане наш регион фактически вернулся в благополучный 1990-й год. Это результат слаженной работы власти и правоохранительных органов.

Однако я считаю, что, порадовавшись статистике, мы должны продолжить работу по дальнейшему снижению преступлений. В первую очередь, заняться профилактикой правонарушений, наркомании, безопасности дорожного движения в рамках принятых госпрограмм.

О развитии экономики

К сожалению, большинство отраслей региональной экономики развивались не такими быстрыми темпами, как это необходимо для пополнения доходной части бюджета. А зачастую просто стагнировали.

По итогам 2013-го года индекс промышленного производства в Томской области составил 95,4 процента при среднем по России уровне в 100,3 процента. На четыре с лишним процента мы снизили объёмы добычи полезных ископаемых, в то время как средний по стране рост составил 1,2 процента. Также на четыре с лишним процента в Томской области сократились объёмы обрабатывающих производств. Притом что по России зафиксирован незначительный, но рост. В среднем по стране на 1,8 процента упали объёмы производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Но в Томской области снижение составило почти 17 процентов! Не дотянули мы и до средних величин по такому показателю, как «Инвестиции в основной капитал».

Конечно, можно найти этому массу объяснений. И чиновники, отвечающие за развитие промышленности, такие объяснения находят. Это и неопределённость на внутреннем и внешних рынках, и бегство из России зарубежного капитала, и выжидания отечественных инвесторов. Но одна из основных причин падения промышленного производства в Томской области –это снижение инвестиционной активности нефтегазового сектора. Региональная экономика пока ещё слишком зависит от объёмов добычи нефти и газа, и снижение показателей в базовой отрасли всего на 1–2 процента кратно даёт отрицательный эффект по всему кругу отраслей.

Поэтому наша задача –наряду с диверсификацией экономики, переводу её на инновационные рельсы, не допустить падения добычи нефти и газа, снижения инвестиционной активности недропользователей. Для роста промышленного производства, в первую очередь, нефтегазодобывающего комплекса, мы сделали ряд шагов, которые позволят выправить ситуацию.

Во-первых, мы первыми среди российских регионов заключили соглашение с Минприроды на создание в области опытного полигона по изучению новых методов и технологий исследования и добычи трудноизвлекаемой нефти. 70 процентов запасов нефти сегодня остаются в наших недрах нетронутыми, потому что нет технологий для их добычи. Поиском технологий занимаются и власти, и бизнес, и наука, а мы первые в стране объединили эти усилия.

Во-вторых, при вашей поддержке, уважаемые депутаты, с начала 2014-го года мы предоставили право применять налоговые льготы для инвестпроектов в сфере добычи углеводородов. Эта мера направлена, в первую очередь, на возобновление инвестиционных программ недропользователей, стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов.

В-третьих, уменьшая зависимость налогового потенциала региона от сырьевого сектора, в 2013-м году включили административный ресурс и начали активно помогать машиностроительным компаниям входить на рынки топливо-энергетического комплекса России.

Начали реализацию «дорожной карты» по расширению использования продукции томских промышленников «Газпромом». За 2013-й год наши компании утроили объёмы поставок газовикам, впервые перейдя миллиардный рубеж. Наиболее укрепили свои позиции Томский электромеханический завод, «Сибкабель», Томская электронная компания, «Элком+», «СИАМ».

Томские промышленники на деле доказали конкурентоспособность продукции, а потому могут расширять объёмы производства не только за счёт газовиков. Я поручил своему заместителю Леониду Резникову провести соответствующие переговоры с «Росатомом», «Россетями», «Интер РАО», «СИБУРом». С работой томских заводов уже познакомились представители «Газпром нефти». А руководство «Томскнефти» утвердило двухлетнюю программу увеличения объёмов производства нефтедобывающего оборудования на томских предприятиях.

Неправы скептики, говорящие о стагнации машиностроения. По итогам прошлого года объем инвестиций в основной капитал этой отрасли вырос на 20% и составил более миллиарда рублей. При этом налоговая отдача отрасли в бюджет области увеличилась на 22 процента за счёт роста доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.

‎***

Рост в более чем 20 процентов показала отрасль глубокой переработки древесины. Здесь экспорт продукции превысил 100 миллионов долларов, и это почти на 13 процентов больше показателей 2012-го года.

В 2013-м продолжилось строительство второго завода ДСП на предприятии «Томлесдрев». В Асино набрал новые темпы российско-китайский проект по созданию лесопромышленного парка: инвестор «РосКитИнвест» уже вложил 6 миллиардов рублей в лесопильный завод, в завод по производству фанерного шпона, продолжил строительство завода ДВП. Предприятие может стать градообразующим.

Продолжается работа по реновации проекта «Зелёная фабрика» в Томском районе. Мы договорились с инвесторами – «БинБанком» и «Внешэкономбанком» – о продолжении строительства комбината, сняли напряжённость в работе с Министерством регионального развития. Сейчас решаем вопрос с ресурсной базой.

***

В пику промышленности в 2013-м году хороший рост показал наш научно-образовательный комплекс: объём финансирования томских университетов и академических институтов в 2013-м году вырос на девять процентов и превысил 25 миллиардов рублей. 16 миллиардов составило финансирование научной деятельности, и по-прежнему более половины вложений в науку обеспечивает частный бизнес.

Хорошую динамику в прошлом году показали также АПК – рост составил семь с половиной процентов при среднем в стране чуть более шести процентов. 2013-й год с прибылью закончили 72 процента предприятий АПК, хотя годом ранее прибыльных было 50 процентов. Растёт и потребительский рынок: товарооборот увеличился почти пять процентов, по этому показателю мы на процент опережаем среднероссийскую статистику. Почти на 10 процентов у нас выросло производство пищевых продуктов – по индексу роста мы первые в Сибирском федеральном округе.

Хочется верить, мы прошли свою «чёрную полосу»: по итогам первого квартала Томская область по темпам роста промышленного производства стала лидером в Сибири. У нас темпы роста составили шесть процентов, в среднем по СФО – 2,4 процента. А в целом экономика Томской области в первом квартале 2014-го выросла на 7,5 процентов. Мы впервые вошли в двадцатку самых растущих регионов России.

Конечно, мы не должны довольствоваться статистикой и полагаться на рыночную конъюнктуру. Нам нужны отраслевые стратегии для машиностроения, лесопромышленного комплекса, фармацевтики. Нужно форсировать реализацию инвестпроектов по модернизации производств на «Томскнефтехиме», «Сибметахиме», «Сибкабеле». И нам крайне нужна в этом ваша поддержка.

‎***

В прошлом году мы ввели в эксплуатацию более 531-й тысячи квадратных метров жилья. Это на 8,5 процентов больше, чем в 2012-м году. В среднем в Сибирском федеральном округе этот показатель – 5 процентов. Для стройиндустрии Томской области это рекорд последних 22-х лет: дотянуться до такой планки нашим строителям не удавалось даже до начала финансового кризиса в 2008-м году!

Способствует таким темпам и развитие производства стройматериалов. В прошлом году Томская домостроительная компания ввела в эксплуатацию новый завод по производству сборного железобетона с общим объёмом инвестиций около миллиарда рублей. Однако в первую очередь, мы выполнили стоящие перед нами задачи потому, что перешли к комплексной застройке территорий, синхронизировали работу власти, строителей и коммунальных предприятий, обеспечили застраиваемые участки необходимой инфраструктурой. Хотя проблем в сфере жилищного строительства ещё видимо-невидимо, и решать их необходимо более энергично.

‎«‏Майские» указы и доходы населения

Важную роль в развитии жилищного строительства в регионе сыграли «майские» указы президента, особенно –программа расселения аварийного жилья. В 2013-м мы направили на ликвидацию трущоб 1 миллиард 400 миллионов рублей как из средств консолидированного бюджета, так и за счёт Фонда содействия реформированию ЖКХ. Эта сумма сопоставима со всеми нашими вложениями в расселение «аварийки» за последние пять лет. В итоге в современное, комфортное, безопасное жильё переехали 870 семей, две с половиной тысячи жителей области.

Но мы ликвидировали только 33 тысячи квадратных метров жилья, признанного аварийным до 2012-го года. А всего нам необходимо ликвидировать 73 тысячи квадратных метров, и сделать это до 2017-го года. Мы с вами с этой задачей справляемся, более того, наш областной центр справится с ней до конца нынешнего года. Поэтому на мартовском заседании правительства России, посвящённом этой проблеме, я предложил кабинету министров предусмотреть так называемые «пряники» для регионов-лидеров – увеличить софинансирование со стороны госкорпорации или компенсировать региональным бюджетам часть затрат.

‎***

Приоритетной задачей власти в 2013-м году стало увеличение зарплат бюджетников в соответствии с «майскими» указами президента. Не скрою, выполнять эту задачу –непросто. Во-первых, возможности областного бюджета ограничены. Во-вторых, средняя зарплата в Томской области за счёт районного коэффициента и большого количества работников нефтегазодобывающего комплекса выше и средней по России, и средней по Сибири.

В 2013-м году она превысила 30 тысяч 400 рублей, что на 12 процентов больше уровня 2012-го. Как и год назад, больше нас в СФО зарабатывают только в Красноярском крае – около 31-й тысячи 600 рублей. А, например, у наших соседей в Новосибирской и в Кемеровской областях – тысяч.

Тем не менее, свои обязательства перед бюджетниками мы выполнили. Средняя зарплата врачей за год выросла в полтора раза и превысила 41 тысячу рублей. Школьные педагоги в среднем стали зарабатывать на треть больше – свыше 30 тысяч, педработники детских садов – в 1,6 раза больше – почти 25 тысяч. Зарплата социальных работников в среднем выросла в 1,4 раза – до 14-ти тысяч 500 рублей. Работники культуры стали зарабатывать в 1,6 раза больше – около 18-ти тысяч 400 рублей. Повторюсь, это средняя зарплата, и она существенно выше, чем ещё несколько лет назад.

‎***

Разумеется, обязательства, которые в полном объёме несёт на себе областная власть, отразились и на региональном бюджете. Доходы областной казны в 2013-м году составили 42,8 миллиарда рублей, расходы – 48,8 миллиарда.

Чтобы выполнить все обязательства и покрыть дефицит, мы до 14-ти миллиардов 600 миллионов рублей увеличили государственный долг. Уровень долговой нагрузки вырос с 32-х процентов до 45-ти. Мы с вами договорились, что никогда не перейдем 50-процентный рубеж, и сегодня таких предпосылок нет.

Оказывая существенное влияние на формирование государственной казны, разумеется, мы рассчитываем на поддержку федерального центра. Поэтому в прошлом году в диалоге с президентом, правительством и Минфином мы достигли принципиально важного соглашения о существенном увеличении федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Нам удалось убедить федеральный центр в том, что налоговый потенциал Томской области все последние годы был завышен. Президент и Минфин нас услышали и увеличили объем дотаций почти в 12 раз – с 256-ти миллионов рублей, первоначально предусмотренных в федеральном бюджете нынешнего года, до трёх миллиардов! Я считаю, это наша с вами общая большая победа.

О внутренней политике

В условиях бюджетного дефицита, роста госдолга и гособязательств особо важно устанавливать доверительные отношения между властью и людьми. Важно приближать аппарат управления к народу, сокращать размер пропасти, которая порой разделяет чиновников от жителей городов и сёл. Важную роль в этом процессе играют органы местного самоуправления – наиболее близкая и понятная людям власть.

В 2013-м году на выборах глав Молчановского и Колпашевского районов мы пошли по новому пути, проведя не партийные, а «народные праймериз». Предложили людям самим, до официального старта предвыборных кампаний, решить, кого они хотят видеть во главе территорий. Среди явных фаворитов будущих кампаний сразу определились лидеры, которые в итоге и одержали победу на муниципальных выборах.

Именно такой формат народного волеизъявления в полной мере соответствует модели местного самоуправления. Поэтому мы продолжим опыт «народных праймериз» на муниципальных выборах в сентябре – главы Тегульдетского района и мэра города Стрежевого.

Конечно, значимой избирательной кампанией прошлого года стали выборы мэра Томска. Пост градоначальника занял ваш бывший коллега по депутатскому корпусу, возглавлявший комитет по экономической политике Иван Кляйн. Не на все вопросы городского хозяйства, благоустройства, жилищно-коммунальной сферы он нашёл ответы. Но мы видим, как идёт работа по аудиту городских доходов и расходов, анализ приоритетов развития города, жёсткий спрос с тех, кто привык работать спустя рукава.

Сегодня городской власти необходимо прислушаться к горожанам. Нужно скорее определиться с судьбой бывших военных городков, которые нам передало в дар Минобороны. Территории училища связи и военно-медицинского института располагаются в самом центре Томска. Конечно, с точки зрения пополнения бюджета, стимулирования инвестиционной деятельности у городской власти есть соблазн передать эти земли под жилищное или коммерческое строительство. Но задача по созданию комфортной среды для жизни томичей важна не менее. И я надеюсь, городская власть, выяснив мнение томичей, примет верное решение о дальнейшей судьбе этих земельных участков.

Уважаемые коллеги! Год назад с этой трибуны я заявил о старте девяти наших приоритетных региональных проектов-«маяков».

Эти проекты рассчитаны не на один год, они концентрируют усилия власти, бизнеса, общества и формируют новые возможности для инвесторов. Но это не абстрактные мечты про светлое будущее. Готов доложить вам о первых результатах, а также о том, какие «маяки» нам пока не удалось зажечь в полной мере.

Наш первый «маяк» – «Институты развития» – это один из инструментов стимулирования инновационных процессов, развития инфраструктуры и бизнес-среды.

В ноябре, «зажигая» этот маяк, мы создали открытое акционерное общество «Корпорация развития Томской области». Этот институт должен сыграть главную роль в привлечении финансирования на строительство инфраструктурных объектов, в эффективном управлении созданными комплексами.

Уже сейчас Корпорация координирует работы по созданию промышленных парков и инвестплощадок. Хочу напомнить: идея парка заключается в том, чтобы объединить предпринимателей в рамках нескольких промышленных зон, предоставить им бесплатное подключение к инженерным коммуникациям, сниженную арендную ставку, возможность разместить производства в минимально короткие сроки.

Для организации промпарков мы выделили две площадки. Первая – для металлообрабатывающих, машиностроительных, химических, строительных производств. Вторая – для работы предприятий пищевой промышленности.

В 2013-м мы выиграли конкурс Минэкономразвития и получили субсидию федерального бюджета на создание индустриального парка в 188 миллионов рублей. В этом году также примем участие в федеральном конкурсе на софинансирование проекта. Мы получили положительное заключение федеральной госэкспертизы на сметную стоимость проекта. И уже приступили к строительству промпарка: проведена планировка территории, смонтированы электроподстанции, подведены наружные сети водопровода и канализации, а к северной площадке проложен газопровод.

На сегодняшний день уже подписаны соглашения с потенциальными резидентами. Площадка для пищевых производств загружена на 100 процентов, машиностроительная – на 50. Резиденты могут начать проектирование своих производственных объектов, чтобы в следующем году уже начать строительство.

Еще один проект Корпорации – строительство в Томске ПЭТ-центра. В соглашении с компанией «ПЭТ-технолоджи», подписанном в апреле нынешнего года, Корпорация развития выступает одной из равноправных сторон.

Также перед Корпорацией я поставил задачу сопровождения одного из наших других «маяков» – «Томские набережные».

Второй «маяк» –«Томским университетам – мировой статус»

В прошлом июле наши национальные исследовательские университеты победили в конкурсе Министерства образования и науки России и вошли в перечень 15-ти ведущих вузов страны. Томск стал единственным городом за Уралом, в котором сразу два университета вошли в престижный топ-лист. Это результат колоссальной совместной работы университетов и власти.

И это не просто статус, но и возможность для ТГУ и ТПУ войти в число ста ведущих вузов мира, а для Томска –стать одним из признанных международных научно-образовательных центров.

Наши университеты уже получили массу преференций. Они успешно защитили «дорожные карты» по повышению конкурентоспособности, усилили совместные образовательные программы с зарубежными вузами, стали активнее привлекать иностранных учёных. Например, нобелевский лауреат Дан Шехтман возглавил международный научный совет в Томском политехническом университете и выдвинулся на пост президента Израиля. Могли мы такое представить ещё год назад?

На миллиардные инвестиции федерального центра ТГУ и ТПУ укрепят материальную базу, построят новые учебные, лабораторные, социальные объекты, которые будут работать на благо всей Томской области.

Наш третий «маяк» – «Дороги и транспортный комплекс»

Главными достижениями года в этой сфере стало открытие международного аэропорта в Томске, развитие его маршрутной сети и строительство моста через реку Вах. Увы, больше пока похвастаться нечем.

Несмотря на то, что Северная широтная дорога включена в Транспортную стратегию России, точных сроков масштабных работ нет. Да, мы строим новые и ремонтируем действующие участки транзитного коридора. В прошлом году отремонтировали 154 километра дорог, что на 20 процентов больше показателей 2012-го года. Но, разумеется, это не те масштабы.

Мы стараемся выйти из транспортного тупика и с севера, соединяя наш город Стрежевой с Нижневартовском, и с юга, пытаясь передать Росавтодору дорогу из Томска до Новосибирска через Колывань. Также в рамках ГЧП обсуждаем перспективы строительства автодороги Томск–Тайга ориентировочной стоимостью в 5 миллиардов рублей.

Однако, к сожалению, внутри наш регион остаётся разорванным. На сегодняшнем этапе стараемся решить эту нашу самую тяжёлую проблему с помощью речного транспорта, малой авиации, но пока больших сдвигов не получили.

Четвёртый «маяк» – «Томский газ – томичам»

В рамках нашего соглашения с «Газпромом» мы начали газификацию областного центра и сёл Томского района. Выделили бюджетные средства на строительство объектов в Колпашево (эти работы уже завершены), трёх сёл Шегарского района, продолжили строительство пяти объектов в Томске и восьми в пригороде. К распределительным сетям подключили более двух с половиной тысяч индивидуальных домов, свыше семисот квартир перевели со сжиженного на природный газ.

‎«‏Газпром» профинансировал проектирование четырёх межпоселковых газопроводов в областном центре. Также компания приняла положительное решение о газификации Асиновского, Зырянского, Первомайского районов, села Победа Шегарского района, о газификации с использованием технологии сжиженного природного газа Бакчара, Тегульдета, Подгорного и села Вороновка Шегарского района. Мы уже выделили бюджетные средства на проектирование внутрипоселковых газопроводов в этих районах, а также новых объектов в Томске и пригороде.

В нынешнем году продолжим за счет бюджета строить газораспределительные сети в Томске и Томском районе. А также разработаем концепцию государственно-частного партнёрства, которая снизит бюджетную нагрузку при строительстве внутрипоселковых газопроводов. Продолжим привлекать средства частных инвесторов и потребителей.

Мы договорились, что «Газпром» построит четыре межпоселковых газопровода, продолжит проектные работы, в том числе – завода по сжижению природного газа в Шегарском районе и четырёх станций по регазификации сжиженного газа в Бакчаре, Подгорном, Тегульдете и Вороновке.

Наш пятый «маяк» – «Атомный прорыв»

Госкорпорация «Росатом» начала процесс концентрации на СХК производств гексафторида урана. Для нашего комбината это означает дополнительный ежегодный оборот в полмиллиарда рублей. Для этого на площадке Сибирского химического комбината будет построено новое конверсионное производство, стоимость которого составляет около 12 миллиардов рублей.

Продолжаются работы по проекту строительства опытно-демонстрационного энергокомплекса БРЕСТ-300, объем инвестиций в который составит около 65 миллиардов.

Оба проекта должны быть завершены к 2020-му году. Сейчас они уже находятся на стадии получения лицензии на размещение на выбранной площадке. В их реализацию «Росатом» вложил в нынешнем году более двух миллиардов рублей.

Это реальные инвестиции в благополучие Северска и всего региона.

Наш шестой «маяк» – «Детский сад –каждому ребёнку»

Напомню, в соответствии с одним из «майских» указов президента за оставшиеся полтора года мы должны обеспечить местами в детском саду каждого ребёнка старше трёх лет. Это одна из самых непростых задач, потому что речь идёт о социальном проекте, участие в котором в наименьшей степени привлекательно для инвестора, и вся тяжесть финансовой нагрузки ложится на бюджет.

Тем не менее, этот «маяк» в 2013-м году мы «зажгли» особенно ярко, совершили значительный рывок вперёд. В рамках государственно-частного партнёрства с Газпромбанком и Томской домостроительной компанией впервые в истории области приступили к проектированию сразу 15-ти детских садов в девяти муниципальных образованиях. Ещё раз хочу поблагодарить за поддержку социального проекта весь депутатский корпус, а за непосредственное участие в нём – Александра Карловича Шпетера.

Совокупные инвестиции в строительство 15-ти детсадов составят 2 миллиарда 600 миллионов – благодаря региональному закону о ГЧП. В нынешнем году откроем семь из 15-ти учреждений: два в Томске, по одному в Северске, Стрежевом, Кожевниково, Каргаске и Белом Яре.

Седьмой «маяк» – «Томские набережные»

Не буду повторять значения этого проекта для опережающего развития Томска, нашего научно-образовательного комплекса, вхождения национальных исследовательских университетов в первую сотню мирового рейтинга.

Скажу о том, что реализован этот проект стоимостью свыше 46-ти миллиардов рублей будет до 2020-го года. В 2013-м мы разработали «дорожную карту», выполнили предпроектное обоснование по выбору территории, подготовили технические задания на выполнение всех инженерных изысканий и проектирование дамбы.

В прошлом году я представил наш проект «Томские набережные» президенту Владимиру Путину, в апреле этого года – Дмитрию Медведеву, премьер поддержал нашу инициативу и поручил главе Минприроды Сергею Донскому включить проект строительства защитного сооружения на Томи в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации».

Проект уже получил первые частные инвестиции – 120 миллионов рублей перечислил «Газпром» согласно нашей договорённости с Алексеем Миллером. Средства «Газпрома» направлены на разработку проектной документации по реконструкции набережной реки Ушайки и части проспекта Ленина. Проект уже на выходе, и совсем скоро мы публично представим его томичам.

Восьмой «маяк» – «Академпарк»

Напомню, этот проект появился благодаря идее известной томской журналистки Виктории Мучник. В 2013-м году мы работали над концепцией «Академпарка», потому что подобных центров спорта и семейного отдыха в Томске прежде не было. По предварительным оценкам, стоимость проекта оценивается в полмиллиарда рублей. Мы сформировали задание на разработку градостроительной документации, предоставили городскому бюджету 20-миллионную субсидию на подготовку документации по планировке территории. Дело за администрацией Томска.

Наконец, наш девятый «маяк» – «Экономика природы».

Для его эффективной реализации в прошлом году мы создали в структуре администрации территориальный кластер по управлению возобновляемыми ресурсами: департамент лесного хозяйства, управление охотничьего хозяйства, комитет рыбного хозяйства.

В лесном хозяйстве одной из основных наших задач стала декриминализация отрасли. Благодарю вас за поддержку наших инициатив и принятие изменений в областной закон «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Новшества сделали невыгодной перепродажу разрешительных документов и сократили незаконные рубки леса на 260 тысяч кубических метров.

Важным шагом по выводу отрасли из тени стал областной закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины», принятый в феврале. Теперь в области создано и оборудовано 342 таких пункта. В итоге, по оценкам экспертов, 80 процентов так называемых «чёрных лесорубов» лишились преступного промысла. В управление лесами мы внедряем информационные технологии, совершенствуем опыт патрулирования лесного фонда, существенно переоснастили Томскую базу авиационной охраны лесов.

В прошлом году мы разработали ряд базовых документов для развития охотничьего хозяйства, борьбы с браконьерами. Это Схема размещения, использования и охраны угодий, единственная в Сибирском федеральном округе, согласованная с Минприроды. Отмечу, что в охотничьем сезоне 2012–-го годов по самым скромным оценкам жители области получили доход около 125-ти миллионов рублей.

Хочу поблагодарить жителей Томской области за неравнодушие, за то, что поверили нам: только за последний месяц было несколько сообщений о фактах браконьерства. Прошу правоохранительные органы держать этот вопрос на контроле и довести до суда все уголовные дела по этим статьям.

В сфере рыбного хозяйства главным новым документом стала госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса Томской области на 2014-2020-й годы». Результаты работы отрасли в прошлом году показали высокую динамику прироста: по рыболовству – на 20 процентов, по переработке – на 5, по сбору за пользование водными биологическими ресурсами – на 40 процентов. Очевидными успехами рыбохозяйственного комплекса считаю возобновление работы Александровского рыбоконсервного комбината, модернизацию на Парабельском рыбозаводе. Мы вернули жителям Томской области не только «Карася в гречневой каше», но и саму отрасль, хотя в это мало кто верил.

Чтобы укрепить положение наших рыболовов и переработчиков, сегодня мы совместно с потребительской кооперацией возрождаем систему заготовительных пунктов в районах области. Наша задача – легализовать рынок сбора и переработки дикоросов, сделать его нестихийным и прогнозируемым. Для этого мы разработали госпрограмму, которая позволит сформировать отраслевые продовольственные цепочки с законченным производственным циклом, расширить географию заготовок за счет освоения труднодоступных промысловых зон, поддержать инвестиционные проекты.

По итогам года объём финансирования соответствующей госпрограммы составил 129 миллионов рублей – в 1,7 раза больше, чем годом ранее. Мы поддержали 10 инвестпроектов, в основном на селе. На один бюджетный рубль пришлось 17 рублей привлеченных частных средств.

Важным звеном в развитии «Экономики природы» стало недавнее открытие на центральном рынке специализированного магазина «Дары природы». Это прямой выход на потребителя –к конечному пункту всей промысловой цепочки. Мы продолжим развитие этой торговой сети, в том числе планируем открытие магазина в Москве, я договорился об этом с мэром столицы Сергеем Собяниным.

Результаты 2013-го года подтвердили возможность использования экономики природы как одного из инструментов социально-экономической устойчивости территорий. Сегодня отрасль обеспечивает свыше восьми тысяч рабочих мест на постоянной основе и 70-ти тысяч – в сезонный период. Дополнительные доходы населения составили 1 миллиард 200 миллионов рублей, отчисления в областной бюджет – почти 600 миллионов.

Об инвестиционной политике

Конечно, для эффективной и оперативной реализации наших «маяков» необходимы миллиардные инвестиции – федерального центра, институтов развития, частного бизнеса.

Решая вопросы инвестиционной политики, мы ведём постоянный диалог с представителями бизнеса. Мы утвердили порядок сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» и порядок формирования проектных команд для индивидуального сопровождения проектов.

Организовали канал прямой связи инвесторов с органами исполнительной власти региона - инвестиционный интернет-портал Томской области. Сформирован обновляемый план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры региона, который размещен в открытом доступе на интерактивной карте. Отныне любой инвестор может воспользоваться этой базой данных при принятии решения о перспективах развития бизнеса либо размещении производства.

Для повышения прозрачности земельно-имущественных отношений мы начали разработку региональной геоинформационной системы, в состав которой войдут сведения об объектах недвижимости и землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети всех территорий Томской области, картографическая, статистическая и прочая информация.

В рамках внедрения Стандарта приступили к решению такой наболевшей проблемы, как диспропорция регионального рынка труда. Наша первоочередная задача – разработка прогноза потребности регионального рынка труда в профессиональных кадрах. На основе этого анализа мы скорректируем образовательные программы.

Не все принимаемые меры дадут мгновенный рост показателя объема инвестиций в основной капитал. Однако они позволят обеспечить гарантии прав и интересов инвесторов, совершенствовать механизмы взаимодействия бизнеса и власти, поменять подходы в работе чиновников.

Правильность выбранного нами пути подтверждает и тот факт, что в конце 2013-го года Национальное рейтинговое агентство присвоило Томской области рейтинг «Высокая инвестиционная привлекательность». Мы заняли восьмое место в стране в первом рейтинге инвестклимата регионов, проведённым Агентством стратегических инициатив. К концу года на обсуждение предпринимательского сообщества, депутатского корпуса будет представлен проект Инвестиционной стратегии.

Перечислю лишь несколько реализованных в 2013 года инвестпроектов.

Это запуск первого за Уралом завода БОПП-плёнки. Это ввод административного корпуса и пункта пропуска через государственную границу в томском аэропорту, это открытие научно-внедренческого центра особой экономической зоны. Наконец, это ввод на полную мощность тепличного комплекса «Трубачево», который мы открыли в сентябре с министром сельского хозяйства Николаем Фёдоровым.

Инвестиционную базу регионального развития сегодня составляют около ста проектов общей стоимостью свыше десяти миллиардов долларов в различных секторах экономики и социальной сферы.

Мы используем максимум возможностей, которые дает бюджетное законодательство для господдержки инвестиционной деятельности. Это и субсидирование части затрат, и предоставление налоговых льгот, и создание инфраструктуры для размещения объектов инвесторов.

Объем инвестиционных проектов, реализованных в 2013-м году при непосредственной поддержке администрации Томской области, превысил 15 миллиардов рублей. Их бюджетная эффективность достаточна высока: на один рубль выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций бюджет Томской области получил 22 рубля налоговых поступлений. На один рубль предоставленных субсидий – 6,5 рублей налоговых поступлений.

Кроме наших «маяков» мы наметили для себя пятёрку проектов, реализовать или продолжить которые намерены в этом году.

Первый проект 2014-го года –актуализация концепции «ИНО Томск».

По нашей договорённости с Дмитрием Медведевым соответствующую рабочую группу возглавил вице-премьер правительства Аркадий Дворкович, с которым мы уже провели ряд встреч.

Наша задача в рамках «ИНО Томск’2020» – навести мосты между властью, бизнесом и научно-образовательным комплексом, мобилизовать за счёт этого федерального проекта федеральные средства на все наши ключевые «маяки». Построить межуниверситетский студенческий кампус, содействовать ТГУ и ТПУ вхождению в сотню ведущих вузов мира, сделать эффективным взаимодействие вузов и академических институтов, создать центры превосходства кадров и передовые производства в рамках нефтехимического кластера, кластера ядерных технологий, кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии», построить «Томские набережные», создать модель комплексного управления возобновляемыми природными ресурсами, усовершенствовать городскую инфраструктуру.

Второй проект – начало модернизации производства на «Томскнефтехиме».

Завершив строительство завода БОПП-плёнки, «СИБУР» приступил к масштабному проекту развития полимерного производства на «Томскнефтехиме». Общий объём инвестиций – свыше восьми миллиардов рублей, поступления в консолидированный бюджет области в течение 2014-2020-го годов –миллиардов 600 миллионов, бюджетный эффект – полтора миллиарда.

Третий проект – ввод моста через реку Вах.

Мы завершаем стройку, история которой уходит даже не в 2009-й год, когда началось это строительство. О том, что Стрежевой и Нижневартовск будут соединены мостом, я слышал ещё лет 30 назад, когда работал мастером на промысле.

Общая стоимость этого объекта – около девяти миллиардов рублей, в прошлом году в рамках первого этапа мы профинансировали его строительство в объёме около 115-ти миллионов, до этого –в 2012-м –вложили сопоставимую сумму. Мы договорились с губернатором Югры Натальей Комаровой и инвестором – компанией «Мостострой-11» – о том, что второй этап строительства профинансируем с использованием механизмов государственно-частного партнёрства. Вернём средства инвестору из бюджетов Томской области и Югры с восьмилетней рассрочкой после ввода объекта в эксплуатацию.

Наш четвёртый проект – запуск в нынешнем году завода радиоэлектронной аппаратуры компании «Микран».

Общий объём инвестиций в проект составит почти 760 миллионов рублей. На заводе будет создано 400 высокопроизводительных рабочих мест с заработной платой выше среднеотраслевого уровня.

Завод будет производить телекоммуникационное и радиолокационное оборудование, контрольно-измерительные приборы и СВЧ-аппарутуру высокого качества, конкурентоспособную, соответствующую мировым достижениям в области науки и техники. Это позволит нам увеличить объёмы выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Наконец, наш пятый проект – это реальное начало агломерации Томска, Северска и Томского района.

Подчеркну, речь не идёт об объединении, слиянии и поглощении, а о комплексном и согласованном развитии муниципальных образований, эффективном использовании земель, транспортной и инженерной инфраструктуры, прилегающих территорий, о современной жилой, деловой застройке, об общих правилах игры в управлении и работе с инвесторами. Сегодня мы в начале пути, поэтому можем исправить многое из того, что явно тормозит общее дело.

Если в Томске и Северске в земельной и градостроительной политике мы начали наводить порядок, то в Томском районе она не выдерживает критики. Томский район – это ворота области и ключевая территория «Большого Томска» – нашей агломерации. Каким бы транспортом ни прибыли гости Томска в город, сначала они попадают в Томский район. И что они видят? Хаотичную застройку, придорожные магазины с фасадами в стиле «привет из 90-х», невесть как использующиеся сельскохозяйственные земли и лесные участки.

Необходимо положить конец оголтелому переводу земель сельхозназначения и лесного фонда под строительство. Земельные активы Томского района – это главное богатство территории, самый действенный аргумент в разговоре с инвесторами и основной козырь в развитии налогооблагаемой базы. Но ещё год-два такой политики, и земель у Томского района уже не останется. А ведь это ключевая территория агломерации, «Большого Томска».

Системным стало возникновение бытовых проблем, которые почему-то упорно не замечают муниципальные власти. Будь то набившая оскомина свалка в окрестностях Богашёво или отключения воды в Кисловке. А чем можно объяснить сдачу в аренду коммерсантам детского садика в посёлке Молодёжном, где в очереди в дошкольное учреждение стоят 60 ребятишек? Я уже не говорю о бездушном отношении к людям районных чиновников. Уверен, такому отношению к людям будет дана справедливая правовая оценка.

Уважаемые коллеги, завершая выступление, коротко остановлюсь на основных задачах, которые стоят перед нами сегодня.

Безусловно, нам нужно повышать доходы людей, в первую очередь – работников бюджетной сферы. В рамках реализации президентских указов сделаем упор на качестве начального и среднего профессионального образования, потому что на фоне заметного развития высшей школы и системы общего образования промежуточное звено подготовки рабочих и специалистов у нас, мягко говоря, отстаёт.

Мы будем развивать жилищное строительство, в том числе за счёт расселения аварийного жилья. Но для того, чтобы жильё было доступнее для людей, нам необходимо навести порядок в разрешительных процедурах, максимально сократить сроки согласования документации, всерьёз заняться строительством инженерной и транспортной инфраструктуры для новых территорий комплексной застройки. Пора прекратить перекладывать задачу по развитию территорий только на плечи покупателей жилья.

Необходимо перейти на программный принцип формирования бюджетов всех уровней. Как подчеркнул в своём послании президент Владимир Путин, сделать это мы должны в течение двух лет. Поэтому задача нынешнего года – сформировать областной бюджет 2015-го на 90 процентов на основе программно-целевого метода.

Подводя итог, хочу сказать, что сегодня вопросы экономического и социального развития решаются не так быстро и не так эффективно, как мы планируем, как этого ждут от нас жители области. Но уверен, резервы – бюджетные, инвестиционные, кадровые – у нас есть. Убеждён, что они обязательно «выстрелят». Если нет – будем «стрелять» в своих, то есть оптимизировать расходы на содержание аппарата управления, а то и прощаться с некоторыми управленцами.

Рассчитываю на плодотворную работу исполнительной власти и депутатского корпуса, которая у нас сложилась, на вашу поддержку, поддержку всех жителей Томской области в конструктивной созидательной работе! Благодарю за внимание!

Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2013 год
Опубликовано:2015-05-20 22:13 | Обновлено:2015-07-01 15:33