×

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 08.05.2019 № 177а»
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 08.05.2019 № 177а»

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 08.05.2019 № 177а»

Департамент по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области (далее – Департамент), как уполномоченный орган в области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, рассмотрел проект постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 08.05.2019 № 177а» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области (далее – Разработчик), и сообщает следующее.

В соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 14.03.2014 № 75а «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Томской области» (далее – Порядок проведения ОРВ), проект акта подлежит оценке регулирующего воздействия, поскольку содержит положения, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Томской области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (пункт 3 Порядка проведения ОРВ).

Проект акта направлен Разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

Степень регулирующего воздействия проекта акта: средняя.

В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения ОРВ процедура проведения оценки регулирующего воздействия включает следующие этапы:

1) размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования;

2) разработка проекта акта, формирование сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) и их публичное обсуждение;

3) подготовка заключения Департаментом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6-1 Порядка проведения ОРВ в отношении проектов актов со средней степенью регулирующего воздействия оценка регулирующего воздействия проводится начиная с этапа разработки проекта акта, составления сводного отчета и их публичного обсуждения.

В целях реализации процедуры оценки регулирующего воздействия Разработчиком подготовлен текст проекта акта и сводный отчет, составленный по форме согласно приложению № 2 к Порядку проведения ОРВ. В период с 24 октября по 7 ноября 2019 года были проведены публичные консультации посредством размещения проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов для участников публичных консультаций на официальном интернет-портале Администрации Томской области в разделе «Открытый регион» – «Оценка регулирующего воздействия и экспертиза» – «Публичные консультации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

С целью качественного анализа альтернативных вариантов решения существующей проблемы Разработчик в рамках публичных консультаций письменно известил о размещении проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов на официальном сайте органы и организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности, а именно: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, Союз «Томская торгово-промышленная палата», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сельскохозяйственные товаропроизводители региона.

По результатам публичных консультаций по проекту акта в адрес Разработчика поступили мнение от Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Томской области, которое было Разработчиком проанализировано и включено в Сводку предложений по результатам проведения публичных консультаций, размещенную в вышеуказанном разделе на официальном сайте (https://tomsk.gov.ru/rating/front/view/id/661).

 

Проблема, на решение которой направлено предлагаемое проектом акта правовое регулирование

По информации, представленной Разработчиком в сводном отчете, проведение регионализации Российской Федерации по заразным болезням животных, в том числе по «ящуру», часть регионов Сибирского федерального округа (Алтайский край, республика Алтай, Новосибирская область), где многие сельскохозяйственные товаропроизводители приобретают молодняк крупного рогатого скота, вошли в перечень регионов, откуда завоз крупного рогатого скота на территорию Томской области запрещен.

В связи с этим многие сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены приобретать племенной молодняк крупного рогатого скота мясного направления в соседних регионах. В настоящее время в Иркутской области и Красноярском крае отобрано около 300 голов крупного рогатого скота специализированных мясных пород и ведется постановка племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления на карантин. Плановая поставка племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления в регион в текущем месяце 2019 года.

При приобретении племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с длительной процедурой оформления документов (отбор молодняка, двойной забор крови у молодняка (30 дней), ветеринарный карантин (21 день), оформление племенных свидетельств). На проведение всех мероприятий требуются до 6 месяцев.

Указанные условия создают проблемы для сельскохозяйственных товаропроизводителей при приобретении племенного молодняка крупного рогатого скота, что в свою очередь приводит к снижению экономической эффективности производства и невозможности использовать лучший генетический потенциал животных.

В качестве факторов, поддерживающих существование вышеуказанной проблемы, Разработчик отметил несовершенное правовое регулирование порядка оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Томской области, что приводит к неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

В соответствии с существующей проблемой Разработчиком были выделены такие цели предлагаемого правового регулирования, как совершенствование порядка и условий предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (на возмещение части затрат) по мероприятию «поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления» по направлению «возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления».

В качестве варианта достижения поставленных целей Разработчиком предлагается принять нормативный правовой акт, которым вносятся изменения в постановление Администрации Томской области от 08.05.2019 № 177а «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (на возмещение части затрат)» (далее – Постановление № 177а).

Вариант решения проблемы, предложенный Разработчиком, является наиболее предпочтительным, поскольку в соответствии со статьей 5 Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» нормотворческие полномочия в сфере развития сельского хозяйства (в том числе установление порядков и условий предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства) отнесены к компетенции Администрации Томской области. В этой связи такие варианты достижения поставленных целей, как замена регулирования информационными, организационными или иными способами, невмешательство и саморегулирование, неприемлемы.

По данным, представленным Разработчиком, предлагаемый проект акта затронет интересы более 5 сельскохозяйственных товаропроизводителей Томской области, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Однако, считаем, что к указанному перечню участников предполагаемого правового регулирования также можно отнести:

– исполнительные органы государственной власти Томской области в регулируемой сфере деятельности;

– население, заинтересованное в потреблении сельскохозяйственной продукции.

При подготовке проекта акта и сводного отчета немаловажное значение имеет тот факт, что Разработчиком был изучен опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации. В частности, по данным Разработчика, нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления рассматриваемого вида государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, приняты в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях, Алтайском крае. Изучение опыта других регионов позволило Разработчику оценить альтернативные варианты решения обозначенных им проблем и выбрать предпочтительный вариант правового регулирования для Томской области.

 

Анализ предлагаемого правового регулирования

Проект акта подготовлен Разработчиком в рамках реализации Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» и подпрограммы «Развитие сельскохозяйственного производства в Томской области» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а.

Проектом акта предусмотрено внесение изменений в Порядок предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (на возмещение части затрат), утвержденный приложением № 1 к Постановлению № 177а (далее – Порядок).

В ходе оценки регулирующего воздействия Департаментом установлено, что проектом акта предлагается следующее:

1. Проектом акта уточняется период затрат и продлевается до 10 декабря текущего года срок предоставления документов для получения субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (на возмещение части затрат) по мероприятию «поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления» по направлению «возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления».

2. Порядок приводится в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 (в ред. от 12.09.2019). Так, проектом акта определяются требования к отчетности, устанавливается результат предоставления субсидий, предусмотренный государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а.

Кроме того, приложением к проекту акта устанавливается форма отчета о достижении результата, показателя результата. В наименовании такой формы определено, что отчет предоставляется по состоянию на 31 декабря соответствующего года. При этом во втором столбце рассматриваемой формы отчета предусмотрено, что плановое значение результата, показателей результата указывается на текущий год.

Однако, в подпункте 4) пункта 1 проекта акта, определено, что получатели субсидий представляют указанный отчет Разработчику не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором была получена субсидия.

В связи с тем, что отчет предоставляется получателем субсидии за год, в котором была получена субсидия, предлагаем Разработчику во втором столбце формы отчета о достижении результата, показателя результата слова «за текущий год» исключить.

Разработчик в сводном отчете указывает, что дополнительных финансовых затрат, связанных с введением предлагаемого правового регулирования, не потребуется. Средства из областного бюджета потребуются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Томской области от 29 декабря 2018 года № 151-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области» на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (на возмещение части затрат) по мероприятию «поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления» по направлению «возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления» в 2019 году получат более 5 получателей субсидий на сумму 5,5 млн. руб. за счет средств областного бюджета.

Предлагаемое правовое регулирование не повлечет за собой существенных расходов у субъектов предпринимательской деятельности, за исключением времени на подготовку и предоставления документов, необходимых для получения рассматриваемой меры государственной поддержки.

По информации Разработчика, исходя из расчета, что среднемесячная заработная плата работников организаций агропромышленного комплекса Томской области за 2018 год составила 31201,20 руб. (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области), среднее количество рабочих часов в месяце – 168 часов, а на подготовку и предоставление документов для получения рассматриваемых субсидий может быть затрачено в среднем 72 человеко-часов, затраты заявителя ориентировочно составят 13371,94 рублей. Принимая во внимание, что подготовка и предоставление документов, необходимых для получения субсидий, будет осуществляться сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках осуществления их текущих обязанностей, следовательно, указанные затраты для субъектов предпринимательской деятельности не будут избыточны.

Для проведения последующей оценки фактического воздействия предлагаемого правового регулирования Разработчик в целях достижения предлагаемого правового регулирования указан такой индикатор, как численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (2019 – 2,79 тыс. голов, 2020 – 2,80 тыс. голов). Полагаем, что предложенный Разработчиком индикатор позволит в достаточном объеме по истечении определенного времени оценить, имеет ли место снижение финансовой нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей региона, реализующих инвестиционные проекты в сфере сельского хозяйства Томской области, и эффективность предложенного правового регулирования.

 

Выводы по результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта

По результатам оценки регулирующего воздействия считаем, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, является своевременным и обоснованным.

Проект акта не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, или способствующих их введению, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности или способствующих возникновению необоснованных расходов областного бюджета.

На основании вышеизложенного, Департамент делает вывод о полном соблюдении Разработчиком установленного порядка проведения оценки регулирующего воздействия в Томской области и о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого Разработчиком варианта правового регулирования при условии учета замечания, изложенного в настоящем заключении.

 

 

Начальник департамента                                                               Р.С.Радзивил

 

 

 

Ирина Евгеньевна Войко

8 (382-2) 510-884

voykoie@tomsk.gov.ru