×

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 06.03.2019 № 97а»
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 06.03.2019 № 97а»

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 06.03.2019 № 97а»

Департамент по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области (далее – Департамент), как уполномоченный орган в области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, рассмотрел проект постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 06.03.2019 № 97а» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области (далее – Разработчик), и сообщает следующее.

В соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 14.03.2014 № 75а «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Томской области» (далее – Порядок проведения ОРВ), проект акта подлежит оценке регулирующего воздействия, поскольку содержит положения, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Томской области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (пункт 3 Порядка проведения ОРВ).

Проект акта направлен Разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

Степень регулирующего воздействия проекта акта: средняя.

В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения ОРВ процедура проведения оценки регулирующего воздействия включает следующие этапы:

1) размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования;

2) разработка проекта акта, формирование сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) и их публичное обсуждение;

3) подготовка заключения Департаментом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6-1 Порядка проведения ОРВ в отношении проектов актов со средней степенью регулирующего воздействия оценка регулирующего воздействия проводится начиная с этапа разработки проекта акта, составления сводного отчета и их публичного обсуждения.

В целях реализации процедуры оценки регулирующего воздействия Разработчиком подготовлен текст проекта акта и сводный отчет, составленный по форме согласно приложению № 2 к Порядку проведения ОРВ. В период с 20 ноября по 3 декабря 2019 года были проведены публичные консультации посредством размещения проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов для участников публичных консультаций на официальном интернет-портале Администрации Томской области в разделе «Открытый регион» – «Оценка регулирующего воздействия и экспертиза» – «Публичные консультации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт). 

С целью качественного анализа альтернативных вариантов решения существующей проблемы Разработчик в рамках публичных консультаций письменно известил о размещении проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов на официальном сайте органы и организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности, а именно: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, Союз «Томская торгово-промышленная палата», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сельскохозяйственные товаропроизводители региона.

По результатам публичных консультаций по проекту акта в адрес Разработчика поступило мнение от Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Томской области, которое было Разработчиком проанализировано и включено в Сводку предложений по результатам проведения публичных консультаций, размещенную в вышеуказанном разделе на официальном сайте (https://tomsk.gov.ru/rating/front/view/id/687).

 

Проблема, на решение которой направлено предлагаемое проектом акта правовое регулирование

Субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства считается наиболее оптимальной государственной поддержкой, поскольку она способствует своевременной подготовке сельскохозяйственных товаропроизводителей к посевным и уборочным кампаниям, стимулированию инвестиций в повышение урожайности и качества почв.

Однако, по информации, представленной Разработчиком в сводном отчете, указанная государственная поддержка составляет всего 4% от производимых затрат получателей субсидий на 1 га посевной площади по Томской области (или в среднем 476 рублей на 1 га). В то время как затраты на 1 га пашни при производстве зерновых, зернобобовых культур составляют 13,9 тыс. рублей, овощей открытого грунта – 211,9 тыс. рублей, семенного картофеля – 245,0 тыс. рублей.

Незначительность предоставления государственной поддержки, а также устаревшая материально-техническая база и недостаточный уровень технического оснащения влечет нестабильное финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, приводящее к их банкротству.

Влияет на финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей и наступление обстоятельств непреодолимой силы, в том числе установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, аномальные погодные условия, которые препятствует достижению получателями субсидий значений показателей результата, установленных Соглашением о предоставлении субсидии.

Вышеуказанные обстоятельства в совокупности являются, по мнению Разработчика, проблемой, требующей решения.

В качестве факторов, поддерживающих существование проблемы, Разработчик отметил несовершенное правовое регулирование порядка оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Томской области, что приводит к неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

В соответствии с существующей проблемой Разработчиком была выделена такая цель предлагаемого правового регулирования, как совершенствование процедуры предоставления мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Томской области, в части предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (на возмещение части затрат).

В качестве варианта достижения поставленных целей Разработчиком предлагается принять нормативный правовой акт, которым вносятся изменения в постановление Администрации Томской области от 06.03.2019 № 97а «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (на возмещение части затрат)» (далее – Постановление № 97а).

Вариант решения проблемы, предложенный Разработчиком, является наиболее предпочтительным, поскольку в соответствии со статьей 5 Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» нормотворческие полномочия в сфере развития сельского хозяйства (в том числе установление порядков и условий предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства) отнесены к компетенции Администрации Томской области. В этой связи такие варианты достижения поставленных целей, как замена регулирования информационными, организационными или иными способами, невмешательство и саморегулирование, неприемлемы.

По данным, представленным Разработчиком, предлагаемый проект акта затронет интересы более 125 сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Считаем, что к указанному перечню участников предполагаемого правового регулирования также можно отнести исполнительные органы государственной власти Томской области в регулируемой сфере деятельности.

При подготовке проекта акта и сводного отчета немаловажное значение имеет тот факт, что Разработчиком был изучен опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации. В частности, по данным Разработчика, нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления рассматриваемого вида государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, приняты в Свердловской области, Хабаровском и Красноярском краях. Изучение опыта других регионов позволило Разработчику оценить альтернативные варианты решения обозначенных им проблем и выбрать предпочтительный вариант правового регулирования для Томской области.

 

Анализ предлагаемого правового регулирования

Проект акта подготовлен Разработчиком в рамках реализации Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» и подпрограммы «Развитие сельскохозяйственного производства в Томской области» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а.

Проектом акта предусмотрено внесение изменений в Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (на возмещение части затрат), утвержденный Постановлением № 97а (далее – Порядок предоставления субсидий).

В ходе оценки регулирующего воздействия Департаментом установлено, что Разработчиком в целях снижения финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей Томской области предлагается в проекте акта установить возможность документального подтверждения получателем субсидии наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результата. По мнению Разработчика, указанные изменения позволят сократить издержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство сельскохозяйственной продукции в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Обращаем внимание, что из содержания абзаца, включаемого в пункт 26 Порядка предоставления субсидий, не представляется возможным определить
о каких именно обстоятельствах непреодолимой силы идет речь. Предлагаем Разработчику скорректировать отсылочную норму.

Разработчик в сводном отчете указывает, что дополнительных финансовых затрат, связанных с введением предлагаемого правового регулирования, не потребуется. Средства из областного бюджета потребуются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Томской области от 29 декабря 2018 года № 151-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области». Так, субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, получат более 125 сельскохозяйственных товаропроизводителей на сумму 87397,2 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 32942,5 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

Предлагаемое правовое регулирование не повлечет за собой существенных расходов у субъектов предпринимательской деятельности, за исключением времени на подготовку и предоставления документов, необходимых для получения рассматриваемой меры государственной поддержки.

По информации Разработчика, исходя из расчета, что среднемесячная заработная плата работников организаций агропромышленного комплекса Томской области за 2018 год составила 31201,20 руб. (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области), среднее количество рабочих часов в месяце – 168 часов, а на подготовку и предоставление документов для получения рассматриваемых субсидий может быть затрачено в среднем 72 человеко-часов, затраты заявителя ориентировочно составят 13371,94 рублей. Принимая во внимание, что подготовка и предоставление документов, необходимых для получения субсидий, будет осуществляться сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках осуществления их текущих обязанностей, следовательно, указанные затраты для субъектов предпринимательской деятельности не будут избыточны.

Для проведения последующей оценки фактического воздействия предлагаемого правового регулирования Разработчик в целях достижения предлагаемого правового регулирования указан такой индикатор, как валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (2019 – 13,0 тыс. тонн, 2020 – 13,5 тыс. тонн), объем произведенного семенного картофеля (2019 – 2000 тонн, 2020 – 2000 тонн), объем реализованного семенного картофеля (2019 – 1100 тонн, 2020 – 1100 тонн), объем семенного картофеля, направленного на посадку (посев) в целях размножения (2019 – 900 тонн, 2020 – 900 тонн),  размер посевных площадей, занятых льном-долгунцом и технической коноплей, в хозяйствах всех категорий в Томской области (2019 – 1,43 тыс. га, 2020 – 1,50 тыс. га). Полагаем, что предложенные Разработчиком индикаторы позволят в достаточном объеме по истечении определенного времени оценить, имеет ли место положительная динамика сохранения посевных площадей, занятых сельскохозяйственными и техническими культурами в Томской области и эффективность предложенного правового регулирования.

 

Выводы по результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта

По результатам оценки регулирующего воздействия считаем, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, является своевременным и обоснованным.

Проект акта не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, или способствующих их введению, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности или способствующих возникновению необоснованных расходов областного бюджета.

На основании вышеизложенного, Департамент делает вывод о полном соблюдении Разработчиком установленного порядка проведения оценки регулирующего воздействия в Томской области и о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого Разработчиком варианта правового регулирования при условии учета замечания, изложенного в настоящем заключении.

 

 

Начальник департамента                                                               Р.С.Радзивил

 

 

 

Ирина Евгеньевна Войко

8 (382-2) 510-884

voykoie@tomsk.gov.ru